Миссионерская и просветительская роль монастыря в Томском крае

Миссионерская и просветительская роль монастыря в Томском крае
Особенно важной для духовного освоения всего Сибирского края была миссионерская деятельность монастыря. Образованный среди языческих народов Сибири, монастырь с момента своего основания становится крупным миссионерским центром. Так, уже в начале 17 века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине 17 столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.
Достойным преемником старца Исаии стал человек для сибирских краев необычный – архимандрит Иона-«грек». Как мог попасть он в далекую Сибирь? Однако, согласно историческим документам, к концу 17 века греки заходили в эту вновь занятую русскими страну для торговых и промышленных дел, и некоторые из них могли остаться здесь навсегда. Его управление монастырем было недолгим и продлилось около 4 лет. Но и за это короткое время, он успел стать настоящим миссионером и просветителем Томского края. Во время своих миссионерских поездок архимандрит Иона, без устали путешествуя по Томскому краю, крестил инородцев Томи, Средней Оби и весьма отдаленного от Томска Нижнего Чулыма.
И все же, пожалуй, главной его заслугой стало создание в монастыре русской школы, послужившей началом всей будущей образовательной системы Томска. Иона-грек основал ее в первый же год своего настоятельства – т.е. в 1698 году. В дальнейшем томская школа пользовалась большим вниманием и участием Тобольских архиереев, которые неизменно следили за ее состоянием и содержанием со стороны Богородице-Алексиевского монастыря и даже присылали в город ревизоров с проверками. Монастырь постепенно становится духовно-учебным центром окрестных земель. В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на Юге Сибири русское духовное училище. А в 1818 году трудами архимандрита Иеронима-«Гимназиарха» (Кириллова), видного просветителя, была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское Духовное училище, которое просуществовало почти 100 лет и было закрыто лишь в 1919 году. О качестве образования в училище  свидетельствуют его выпускники, среди них – поэт пушкинской поры  Владимир Соколовский, выпускник 1839 года, а также выпускник 1884 г. будущий  поэт и историк Николай Берг.
Более того, Богородице-Алексиевский монастырь был не только центром образования, чем оказал большую услугу городу и его жителям, но и устроителем первой в крае больницы. Она появилась при монастыре еще в 17 веке. А в исторических материалах 18 века монастырская больница описывается уже как «довольно обширная» и имеющая хорошее устройство.

***
После реформы 1764 г. были утрачены значительные земельные владения монастыря. Богородице-Алексиевский монастырь был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, и в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.
И все же, несмотря на трудное для обители положение, в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиеп. Тобольского и всея Сибири,  в монастыре впервые за всю его историю закладывается каменный храм. Тяжело давалась эта постройка монастырю. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, как встарь посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию Человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.
Новый каменный храм имел необычное внутреннее устройство – был опоясан подземными галереями, в которых находились погребальные склепы. Под храмом располагались большие подвальные помещения и подземные ходы, ведущие к монастырскому кладбищу.
В конце 19 века археолог Императорского Томского университета С.К.Кузнецов обнаружил в монастырской роще, которая находилась к востоку от монастыря, еще одну достопримечательность старого времени – подземный каменный ход, который вел от монастырской ограды к реке Ушайке. По его предположению ход был устроен в обители в оборонительных целях в 17-18 веке с тем, чтобы в случае нападения монахи могли уйти на берег реки незаметно от неприятеля.