Пост
Здравствуйте. Строгость поста необходимо определять в совете с духовником, т.е. тем священником, у которого вы постоянно исповедуетесь. Именно он, руководствуясь тем принципом, что «пост для человека, а не человек для поста», решает, на какие послабления дать свое благословение, а на какие нет – в зависимости от духовного и физического состояния человека. Важно помнить, что смысл поста заключается не в умерщвлении тела, а в победе над страстями. Пост, в церковном понимании, в первую очередь, есть средство самовоспитания, дисциплина души, которая помогает нам через воздержание от плотского услаждения земными вещами закалять свою волю для духовного преуспеяния. Всегда можно найти посильное средство обуздания страстей даже и при невозможности строгого ограничения себя в пище: «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим 8:28).
Юлия! Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно для здоровых членов Церкви. Дети (до 14 лет), больные и престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа, они освобождаются от строгого поста. Однако о степени послабления следует посоветоваться со священником.
В чем может заключаться пост для ребенка? Как раз в том, чтобы он отказался от того, к чему прикипела душа, отказался от того, чего очень хочется: от лакомств и развлечений. Каким вырастет ребенок? Будет ли он рабом своих желаний, или с детства, когда формируется душа, научится властвовать над желаниями? Это зависит от того, научился ли ребенок с детства от чего-то отказываться. Пост – не диета, а воспитание воли христианина, пусть пока маленького, но настоящего, полноценного христианина? Если для взрослого пост – время отказа от обильной (расслабляющей) и жирной (возбуждающей) пищи, то для ребенка пост – это время сознательного и свободного отказа от вкусного и приятного: от развлечений, мороженого, телевизора и т.д. Такое воспитание воли необходимо ребенку. Он должен знать, что вместе со всей Церковью, как ее маленький представитель, он на какое-то время отказывается от того, что хочется, подчиняет себя дисциплине.
Но отказ от молока, творога и других продуктов, необходимых ребенку для роста и формирования организма, не имеет смысла. Ребенок с большим удовольствием откажется от котлеты или творога, для него постом будет как раз другое: съесть все положенное мамой на тарелку!
Послабление же поста Вашей бабушки будет зависеть от меры ее воцерковления и физического состояния. В таком возрасте основными подвигами является терпение, искренняя молитва и смирение.
Относительно меры поста существуют совершенно определенные указания церковного устава (типикона). Это – норма, установленная, в первую очередь, для монастырей в ту эпоху, когда сила духа и крепость тела была значительно большей, нежели в наш расслабленный и изнеженный век. Тем не менее, и сейчас указания типикона являются точкой отсчета для определения должной меры поста как для монахов, так и для мирян. Например, в среду и пятницу в течение всего года (кроме периода Пятидесятницы и нескольких особых недель), а также Великим и Успенским постом не полагается вкушать помимо скоромных продуктов еще и рыбу. Рождественским и Петровским постами рыба допускается к употреблению за исключением среды и пятницы. Корректировка этой устоявшейся традиции, как в сторону большей строгости, так и послабления, возможны только по благословению духовника. «Незаконно», т.е. самочинно, подвизающийся «не увенчивается» (2Тим 2:5).
Необходимо помнить, что пост не самоцель, а важное пособие нашему духу в его суровой борьбе с нашей же плотью (Гал 5:17) за небесный удел. Главное не в том, что и сколько мы едим, а насколько своим «едением» или «неедением» мы сумеем плоть с ее «страстями и похотями» (Гал 5:24) покорить духу. Так, великим «постником» является сатана, который ничего не ест, но за гордость, произошедшую от любования своим духовным совершенством, потерял Небо. Напротив, вовсе не постившиеся младенцы после смерти входят в небесные обители без скорби и мытарств.
Если духовная жизнь, вообще, сравнивается с ведением войны «против духов злобы поднебесной», то пост - это, своего рода, генеральное сражение. Поэтому постом, как и в течение всей вообще жизни, не должно совершать грехов, но с удвоенным усердием, решимостью и мужеством. Однако, правильнее смотреть на пост не в отрицательном ключе («чего не должно делать»), а в положительном («что желательно совершать в это время»). На первом месте здесь стоит богослужение, которое особенно в период Великого Поста имеет специфический характер. Именно, более частое участие в богослужебной жизни Церкви вносит духовный смысл в телесное воздержание, а также становится источником мудрости и духовных сил для главного ‒ исполнения христовых заповедей, нарушение которых и есть грех. Следует обратить особо пристальное внимание на те великопостные службы, которые являются, по-истине, жемчужинами богослужебной сокровищницы Церкви: чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в первые четыре дня Великого Поста, Мариино Стояние, Служба Похвалы Пресвятой Богородицы (или Суббота Акафиста), Лазарева Суббота, богослужения воскресных дней поста и Страстной Седмицы. А силы, почерпнутые в церковном богослужении, следует затем претворять в беспредельную, нежную и деятельную любовь к ближним.
Цель поста ‒ создать наиболее благоприятные условия для духовного преуспеяния. Один из святых древности, преподобный Пимен Великий говорил о подвигах своей юности: «Мы учились умерщвлять не тело, а страсти». Но страсти настолько укоренились в духовно-телесной природе человека, что для победы над ними необходимы как духовные, так и телесные средства, одним из которых и является пост. Пост многомерен по своему содержанию. Он несводим к воздержанию от того или иного рода пищи, но предполагает также воздержание от всего того, что разжигает греховные наклонности, уязвляет совесть и препятствует чистой, целомудренной жизни. Да и отказ от скоромной пищи должен быть не формально понятой диетой, а путем обуздания столь присущего нам плотолюбия. Правильно понимая истинную цель поста, мы всегда, соразмеряясь с конкретными условиями нашей жизни, можем избрать ту меру и образ воздержания, который наиболее полно будет соответствовать этой цели. Не стоит менять работу из-за поста, но и отказ от его соблюдения неминуемо повлечет за собой снижение «градуса» нашего духовного горения к Богу. Допускать употребление постом скоромных продуктов можно только в том случае, когда нет другого выбора. Мы должны честно, во свете совести, рассмотреть, каков характер тех «трудностей», что мешают нам соблюдать пост. Возможно, преодоление этих трудностей требует от нас лишь некоторых дополнительных усилий или мужества «быть не таким как все». Кроме того, облегчение поста не обязательно предполагает употребление скоромной пищи. Быть может, достаточно включить в рацион «постную» рыбу. Но, в любом случае, даже при очевидной необходимости употреблять скоромные продукты постом, должно, во-первых, предварительно взять на это благословение у своего духовника, и во-вторых, даже получив такое благословение, считать свое вынужденное нарушение строгости поста отступлением от нормы и говорить об этом на исповеди, как о следствии своей немощи.