Молитва
Здравствуйте, Анна.
В настоящее время мужские монастыри и скиты, закрытые для посещения женщинами, - большая редкость. Вы вполне можете посещать богослужения в мужском монастыре и заказывать требы, в том числе и сорокоусты, так же как и в немонастырских православных храмах. Единственное, хотелось бы напомнить, что если в любом храме мы должны строго соблюдать церковный этикет относительно нашего внешнего вида, то в монастырском храме это требование строже вдвойне.
Мария, утренние молитвы перед тем, как Вы идете на службу, читать нужно. Литургия не заменяет утреннее молитвенное правило. Более того, утренние молитвы помогают настроиться на общение с Богом в храме. Нужно понимать, что духовный плод не дается автоматически, здесь нужен усердный труд. Утреннее и вечернее правило для того и дано нам, чтобы каждый из нас научился молиться правильно, со смирением, показывает должный образ мыслей, с какими нужно обращаться к Богу. Кроме того, в утреннем правиле содержится много личных прошений, а Литургия – это молитва соборная, общая, наполненная славословием Богу и благодарением. Недаром, Литургия иначе называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение».
Но также нужно следить, чтобы правило не превратилось в формальность: его нельзя вычитывать механически, наспех. Если Вы находитесь в стесненных жизненных обстоятельствах и не можете полностью со вниманием прочесть молитвенное правило, то решить вопрос об индивидуальном подходе к утренним молитвам перед Литургией Вы можете со священником на исповеди или в личной беседе.
Уважаемая Екатерина, совершенно понятно и естественно Ваше желание включить поминовение дорогого Вам человека в церковную, богослужебную молитву. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в основе жизни с Богом лежит закон свободы (Иак 2:12): нельзя механическим включением имени человека в поминальную записку привлечь к нему милость Божию вопреки собственному духовному самоопределению человека. Ваш отец, как Вы пишете, считает себя атеистом, и это выражается, в частности, в том, что он не посещает храм и не носит нательного креста. Церковное поминовение не магия, оно может лишь восполнить несовершенство духовного стремления к Богу, но не может этого стремления заменить.
Кроме того поминовение неверующего человека на проскомидии является, в определенном смысле, оскорблением Бога, так как частицы, вынимаемые из богослужебной просфоры за грехи людей, омываются Кровью Спасителя, пролитой Им на Голгофе во искупление людей. Верующий человек через покаяние делается способным усвоить искупительные плоды этой жертвы, уподобляясь благоразумному разбойнику, вошедшему в рай вслед за Христом (Лк 23:40-43). А неверующий своей нераскаянностью вменяет страшную жертву Богочеловека ни во что подобно жестокосердным иудеям, потребовавшим смерти Спасителя мира, или неразумному разбойнику, хотя и распятому вместе с Христом, но хулившему Его и сошедшему по этой причине в ад.
Однако, не совершая персонального поминовения неверующих людей, Церковь в разных обстоятельствах молится об обращении их к вере и примирении через покаяние с Богом: например, в первое воскресенье Великого поста, совершая особое молитвенное чинопоследование Торжества Православия, а также в евхаристической молитве Литургии Василия Великого, испрашивая у Бога "обратить и совокупить" Святой Церкви "прельщенных", то есть заблудших, не знающих Бога. Можете и даже должны, имея долг попечения о родителях (Исх 20:12), молиться за своего отца и Вы – в частной, келейной молитве. Только просить нужно не столько о его здоровьи, долгоденствии и благополучии, сколько о даровании ему веры и покаяния, ибо без них все остальное не имеет спасительного смысла, а, напротив, сытая и спокойная жизнь без веры может окончательно разлучить человека с Богом, сделав для него спасение невозможным.
Сами того не замечая, Вы уже помогаете своей подруге, выказывая неподдельное сочувствие и готовность прийти ей на помощь. Молитвенно мы поддерживаем друг друга и своими частными прошениями, и обращением к ходатайству святых, и церковным поминовением за различными богослужениями. Бог не ждёт от нас подвига выше сил и возможностей. Делайте, что можете, но от полноты сострадающего сердца. Скорее всего, полное выздоровление будет ещё не скоро, и Вам неоднократно будет дана возможность помочь облегчить состояние больной, поддержать её и словом и делом.
Благослови Бог Ваше намерение.
Уважаемый Сергий, мы должны молиться, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, поскольку ни одна страсть не может быть побеждена без божественной помощи, как сказано: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5), затем Божией Матери и святым, которым от Бога дана благодать помогать борющимся с блудною страстью: преподобным Моисею Мурину, Моисею Угрину, Марии Египетской.
Следует также знать, что действие нечистой плотской страсти попускается Богом за нечистоту духовную – тщеславие и гордость. Преподобный Иоанн Синайский в связи с этим задает риторический вопрос в своей знаменитой «Лествице»: «Кто победил свое тело?», и сам же на него отвечает: «Тот, кто сокрушил свое сердце!» (Слово 15), то есть покаянным сокрушением снизошел в глубину смирения. Покаянием и молитвой ищите смирения, и блудная страсть ослабеет.
В храме должно молиться – это главное. В первую очередь, конечно, нужно стараться внимательно слушать то, что поется и читается. При благоговейном и усиленном внимании к церковной молитве сердце начинает сочувствовать словам, звучащим из алтаря, с амвона или клироса. Тогда это становится уже Вашей молитвой, вводящей Вас в общение не только с Богом, но и с братьями и сестрами, молящимися вместе с Вами. Это – богоугодное единение, посреди которого пребывает Сам Господь (Мф 18:20). Проговаривать про себя при этом ничего не нужно. Но когда Ваш ум рассеялся или Вы перестали понимать произносимое в храме во время богослужения, тогда молитесь про себя какой-нибудь краткой молитвой (Иисусовой, мытаря, краткого призывания Божией Матери или святого) до тех пор, пока не вернется внимание к храмовой молитве и сердце снова не начнет сочувствовать ее словам.
Автор странички высказывает чересчур крайнее мнение, не соответствующее ни духу христианской любви, требующей постоянной молитвы за ближнего, ни практике церковной жизни. Сорокоуст о здравии заказывать можно.
Кроме того, чтобы иметь правильное понятие о духовной жизни, а не засорять голову различными неправильными мнениями, пользуйтесь только православными ресурсами Интернета. Указанная Вами страничка принадлежит человеку, не принадлежащему Русской Православной Церкви и не являющемуся священником, хотя и называющему себя таковым.
Семья не казарма, и совершать такие важные дела как молитвенное правило по звонку и всем вместе, конечно, удается не всегда, но при этом в дружной семье всегда находят случаи, чтобы провести время вместе. Праздничное богослужение, домашнее обсуждение евангельского текста, духовных книг и передач – та среда, в которой формируется и выражается духовное единство семьи. А молитвенное правило детей, даже уже школьников, может быть очень ограниченным, по детскому молитвослову. Очень хорошо, когда дети постепенно заучивают основные молитвы наизусть, например, 50, 90 псалом. Таким образом, совершив молитвенное поклонение перед домашними святынями, попросив благословение у родителей, школьники могут «по дороге» выполнять пусть небольшое, но свое собственное правило. Не возбраняется, конечно, детям молиться и по взрослым молитвословам, но важно, чтобы такая молитва была осмысленной, то есть понята детьми, и шла от сердца. Замечательно, если по важным случаям родители просят помолиться детей с ними вместе, и когда молитва достигает своей цели, то часто сама и подсказывает, как это сделать лучше.