Богослужение
Уважаемый Константин. Все ежедневное церковное богослужение разделяется на три части : 1) вечернее, включающее в себя такие службы, как девятый час, вечерню и повечерие, 2) утреннее – полунощницу и утреню с первым часом и 3) дневное: третий и шестой час и Божественную Литургию. Поэтому в 7 и 9 часов совершаются две разные службы: с 7 до 9 – утреня с первым часом, а с 9 до 10:30 – Литургия. Если хотите больше узнать об этих службах и их содержании, обратитесь к книге архиепископа Ве-ниамина (Румовского) «Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных» (http://www.mpda.ru/publ/text/59502.html).
Что касается второй части Вашего вопроса, то прежде всего на церковной службе необходимо молиться Богу, внимательно слушая то, что читают и поют в церкви.
Ночью на Литургии и на Бдении делают то же, что и всегда на этих службах, независимо от того, в какое время суток они совершаются. Основное содержание богослужений – соборная (т.е. совместная) молитва. На литургии происходит подготовка к таинству Евхаристии и молящиеся причащаются Св. Таин.
Особенностями ночных богослужений в нашем монастыре являются, кроме необычного времени их совершения, меньшее количество сокращений положенных по уставу молитвословий, за счет чего продолжительность служб значительно увеличивается по сравнению с общей практикой. Так, бдение и Литургия вместе продолжаются с 21.30 до 4 или 5 утра.
Не посещать исповедь и Всенощное бдение можно, если Вы не собираетесь на этой службе причащаться Св. Таин. В противном случае, обязательна обычная подготовка к таинству св. причащения, которая включает, кроме прочего, и молитву на Всенощном бдении, и исповедь, с благословением на причастие от священника.
Пение в храме – дело богоугодное. Петь в нескольких храмах – непредосудительно. Только при этом не должны нарушаться взятые на себя обязательства перед людьми. В таком случае можно петь в том храме, где Вы в настоящий день нужнее. По второму вопросу можно сказать, что можно посещать любые храмы, не обязательно ближайшие по месту жительства.
В нашей обители в непраздничные дни Утреня совершается с утра, и после нее сразу следуют часы и Литургия. И поэтому, чтобы не удлинять службу, у нас перед Литургией читается только Первый Час, а Третий и Шестой сокращаются. На самой Литургии не опускается ничего. Пари этом общая продолжительность утреннего богослужения (включая Полунощницу, предшествующую Утрене) составляет 4 часа
Когда же Утреня служится вечером (накануне воскресных и праздничных дней), то читаются все Часы, как положено.На этот вопрос в Евангелии отвечает Сам Господь: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин 4:23). Поскольку источником подлинной духовности является Святой Дух (Рим 8:9), а совершенной Истиной назвала Себя Сама воплотившаяся Премудрость (Ин 14:6), то правильное поклонение Богу возможно только в Церкви, которую создал Христос (Мф 16:18) как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), как полноту Наполняющего все во всем Духа Святого (Еф.1:23). В подлинной и полноценной церковной жизни заключается правильное поклонение Богу.
Воистину воскресе Христос! Дорогой Алексей, Ваш вопрос, на сколько я могу судить, касается Чина умовения ног, который совершается в Великий Четверг после Божественной Литургии. Это единственный случай в году, когда Евангелие, как Вы выразились, "читается по ролям" посреди кафедрального храма. Не совсем ясно, что Вас смутило. В основе этого чина – заповедь Спасителя, данная им после того, как Он на Тайной вечере умыл ноги своим ученикам: "если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Ин 13:14). Чинопоследование умовения ног Великого Четверга возникло первоначально в Иерусалиме не позднее 6-7 века, в 8 в. заимствовано Константинопольской Церковью и было зафиксировано в Типиконах Великой Церкви (Святой Софии) и Студийского монастыря, откуда перешло в практику Русской Церкви. То, что вы видели в кафедральном соборе, включая жесты священнослужителей, совершается в полном соответствии с данным Чинопоследованием, содержащимся в Чиновнике архиерейского служения. Что касается той части Чинопоследования, в которой воспроизводится короткий диалог Господа с апостолом Петром, то его распределение "по ролям" соответствует логике символической изобразительности всего Чина, где не просто читается евангельское повествование об умовении ног, но оно совершается на деле. Более того, символическая изобразительность, ничего общего не имеющая с театральным действом, вообще, свойственна православному богослужению, особенно Страстной Седмице. Достаточно вспомнить Утреню Великого Пятка с чтением 12 евангелий перед Распятием, изнесение из алтаря Плащаницы Господа на Вечерне того же Великого Пятка в воспоминание Снятия Спасителя с креста, Утреню Великой Субботы с Чином Погребения Спасителя и крестный ход на Пасху в воспоминание шествия Жен-мироносиц ко Гробу Воскресшего. Все это отражает евангельское повествование не посредством слова, а посредством образа, хотя поверхностному взгляду может показаться театрализацией. Подобной образностью (не словесной, а визуальной) сопровождал Свое благовествование и Сам Божественный Учитель. Вспомните проклятую смоковницу как символ духовного бесплодия (Мф 21: 18-21).